Примерное 10-и дневное меню для 1-4 классов
«ХОТИТЕ, ЧТОБЫ ВАШ РЕБЁНОК ХОДИЛ В ШКОЛУ С УДОВОЛЬСТВИЕМ?»
1. Интересуйтесь, как прошёл день в школе. Если ребёнок рассказывает вам о занятиях, друзьях, событиях, которые произошли в школе, внимательно выслушайте его. Пусть ребёнок видит, что вам это интересно.
2. Следите, чтобы ваш ребёнок готовил учебные принадлежности к занятиям. Их отсутствие – грустное зрелище.
3. Не отзывайтесь негативно о школе. Не критикуйте учителей в присутствии ребёнка.
4. В случае конфликтной ситуации в школе, не обсуждайте её при ребёнке. Не спешите обвинять учителя в отсутствии подхода к вашему ребёнку. Поговорите с учителем. Выясните причины и постарайтесь их устранить.
5. Ежедневно проверяйте домашние задания, при необходимости окажите ребёнку помощь.
6. Приучайте ребёнка к чтению книг. Читайте сами. Пусть ребёнок видит вас не только за телевизором или на кухне.
7. В школе ребёнок может столкнуться с критическим отношением к себе. Помогите ему не утратить веры в себя.
8. Принимайте участие в жизни класса и школы. Это будет приятно каждому школьнику.
9. Радуйтесь каждому успеху ребёнка. Поощряйте его. Детям очень важна поддержка и любовь родных.
Сайты для родителей
- «Всеобуч»
- «7я»
- Журнал «Здоровье школьника»
- Новый журнал о психологии взросления и физическом развитии детей
- Игра и дети
- Журнал для родителей
Интересные статьи
- Подготовка ребенка к школе (психологические аспекты)
- Как помочь детям учиться? Этот вопрос касается всех родителей. Но далеко не все из них знают, что психологические трудности, которые дети встречают в школе, очень часто уходят своими корнями в дошкольное детство. Автор разбирает на конкретных примерах типичные ошибки, допускаемые родителями, дает практические рекомендации и советы. В книге показано, что игнорирование или недоучет психологических моментов подготовки к школе приводит в итоге либо к неумению учиться, либо к негативному отношению к учебе. Для родителей, учителей, воспитателей детских садов.
- Послушный ребенок: информация для родителей
- Ученье свет. Как делать уроки с первоклашкой
- Детский отдых
- Профилактика наркомании. Информация для родителей
*РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ВЫПУСКНИКОВ.
Экзамены- особый период в жизни человека. Каждый из нас сдавал экзамены, и наверняка у многих сохранились яркие и живые впечатления о том, как непросто было подготовиться и хорошо ответить. Словом, ситуация экзамена является для ребенка стрессовой.
"Стресс” - это современное слово, которое широко используется - и часто неправильно -во многих популярных журналах и книгах. Тысячи пособий по практической психологии обещают научить, как избежать стресса или справиться с ним. Но согласно Гансу Селье, крупнейшему авторитету в этой области, стресс- это "неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование”. Другими словами стресс позволяет адаптироваться к новым условиям жизни. Действительно, исследования показали, что мышата, которые время от времени подвергались умеренным стрессам (взятие в руки, слабые электрические разряды), впоследствии лучше переносили стрессовые ситуации, чем мыши того же помета, прежде не подвергавшиеся таким воздействиям. Вырастая, они становились более сильными и крупными, а их надпочечники были большего размера.(надпочечники вырабатывают гормоны, которые подготавливают весь организм к действию). Потенциально опасным и для животных, и для человека может быть слишком продолжительный стресс или комбинация факторов, затрудняющих приспособление к требованиям ситуации.
В концепции Селье первая фаза общего адаптационного синдрома - возникновение тревоги. В психологии различают мобилизующую тревогу (дает дополнительный импульс) и расслабляющую (парализует человека). Какой вид тревоги будет испытывать человек чаще - во многом зависит от стиля воспитания в детском возрасте. Если родители постоянно пытаются убедить ребенка в его беспомощности, то в дальнейшем в определенные моменты он будет переживать расслабляющую тревогу, если же, напротив, родители настраивают сына или дочь на достижение успеха через преодоление препятствия, то в ответственные моменты он будет испытывать мобилизующую тревогу.
Как можно поддержать ребенка в период экзаменов?
1. Очень важно оказать помощь в организации режима дня. Дети часто волнуются, так как им кажется, что объем материала очень велик и они не успеют все выучить к экзаменам. Для того, чтобы эта задача стала для детей более реальной, мы можем оказать им помощь в распределении учебного материала по дням, в определении учебной нагрузки, в составлении плана. Составление плана помогает также справиться с тревогой: ребенок понимает, что успеть выучить весь учебный материал вполне реально, у него достаточно времени для этого. Часто дети не могут сделать это сами, и наша помощь может быть как нельзя к стати.
Как можно составить план работы?
Вместе с ребенком подсчитаем, какое количество материала ему нужно выучить: сколько параграфов учебника или экзаменационных билетов надо знать или сколько задач решить. Потом прикинем, сколько у него есть на это времени. Вычтем один день на повторение и возможные непредвиденные обстоятельства. Это сделать очень важно, чтобы у ребенка на всякий случай оставался временной резерв. Разделим количество билетов на количество дней. Эта ежедневная норма, которую тоже можно разделить, например, на три часть: утро, день, вечер. Тогда получается, что, скажем, за утренние часы нужно выучить всего четыре билета, а эта задача вполне посильна. Этот план можно написать и повесить, чтобы потом вычеркивать выполненные пункты. Такой план наглядно показывает результаты работы.
2. Дети часто стараются выучить весь объем материала сразу. Такой путь является неэффективным. Дело в том, что объем памяти у человека ограничен и включает 7+-2 единицы информации. Поэтому, чтобы текст запоминался лучше, его надо разбить на составляющие. Мы можем подсказать детям различные способы работы с информацией, прежде всего составление планов, конспектов, схем, таблиц.
Наиболее простой способ заучивания учебного материала.
Сначала материал делится на смысловые блоки, каждый блок получает название, и составляется план всего параграфа или билета. Затем ребенок выучивает по отдельности каждый пункт плана и только потом повторяет весь билет или параграф целиком.
3. Огромное значение имеет режим дня. Важно, чтобы ребенок имел возможность отдохнуть, сменить деятельность. Иногда для детей шумный или активный отдых становится дополнительной нагрузкой. Например, компьютерные игры только увеличивают усталость. Необходимо помочь найти ребенку такую форму досуга, которая не переутомляла бы его: прогулки, общение с одним - двумя друзьями. В течении дня также нужно делать короткие перерывы каждые 45-60 минут, чтобы сохранить высокую работоспособность. Ребенок может выпить чаю, отвлечься, поговорить по телефону и затем вновь вернуться к занятиям.
4. Для нормального самочувствия и хорошей работоспособности ребенок должен выспаться. Иногда дети, торопясь выучить как можно больше, пренебрегают сном, занимаются по ночам, после чего быстрее устают, становятся раздражительными и беспокойными. В состоянии утомления работоспособность снижается, и продуктивность такой учебы, когда тянет в сон, очень невелика. Лучше позаниматься на свежую голову, выспавшись, чем допоздна сидеть за экзаменационными билетами.
5. Нужно ли на время экзаменов освобождать ребенка от домашней работы?
Это вопрос не простой, потому что иногда дети начинают манипулировать взрослыми, эксплуатируя тему своей учебы, чтобы избежать помощи по дому: "Я и так много занимаюсь, а меня еще заставляют мыть посуду”. Физически легкая работа может служить разгрузкой, позволяющей сменить деятельность и отдохнуть, а может и усиливать общее утомление, поэтому вопрос о помощи по дому решается индивидуально, с учетом особенностей ребенка.
6. Особое значение в этот период имеет наш собственный эмоциональный настрой. Безусловно, для нас самих период выпускных и вступительных экзаменов является очень тревожным. Если ребенок видит, как мы переживаем, пьем валерьянку, он как бы заражается нашим напряжением и тревогой. Это особенно характерно для детей тревожных, склонных переживать даже без особого повода. Зачастую тревоги и страхи детей связаны с тем, что вступительные экзамены они воспринимают как нечто фатальное, непоправимое. Они даже боятся себе представить, что случиться, если вдруг они не поступят, и это еще больше усугубляет напряжение, которое дети испытывают. Дело в том, что существует определенный уровень волнения, оптимальный для организации деятельности. Если ребенок не волнуется, он ничего не делает. Если, наоборот, волнение слишком сильно, оно приводит к ступору, мешает деятельности. Все силы уходят именно на то, чтобы справиться с волнением.
Экзамены- ситуация действительно важная, но не запредельная. Ощущение огромной значимости экзамена не стимулирует ребенка, а, напротив, мешает подготовки. Поэтому очень важно немного снизить эту важность. Если ребенок понимает, что даже в случае неуспеха мир не рухнет и жизнь продолжается, это помогает ему чувствовать себя более уверенно.
7. Наконец, очень важно понять, в какой помощи нуждается именно ваш ребенок. Кому- то необходимо, чтобы выслушали выученные билеты, кому-то нужно помочь написать планы и конспекты. Узнать о том, что нужно вашему ребенку, можно, только спросив его об этом: "Как я могу тебе помочь?”.
Родители часто сами усугубляют тревоги и страхи у детей в период подготовки к экзаменам. Ситуация эта для родителей тоже не простая, потому что они воспринимают успешность ребенка на выпускных экзаменах и при поступлении в вуз как показатель собственной родительской состоятельности: если ребенок хорошо сдает экзамены и поступает в хороший вуз, это значит, что я как родитель правильно выполнил свои задачи.
Упражнение "Мозговой штурм” Всем членам вашей семьи предлагается следующая инструкция: "У каждого из нас есть свои собственные идеи и предложения о том, как помогать ребенку готовиться к экзаменам. Если мы поделимся друг с другом нашими идеями, это значительно обогатит каждого из нас и в конечном счете позволит нам лучше помогать детям.”